Содержание
Когда имеешь дело с количеством света, нужно всегда учитывать его качество, а также разницу между рассеянным (диффузным) и акцентным (направленным) светом. Мы расскажем подробнее об эффектах, восприятии и применении диффузного и акцентного света.
Мы знакомы с этим фактом, сталкиваясь с ним в обычной повседневной жизни: с направленным солнечным светом в ясный день и рассеянным, когда небо затянуто тучами. Качественные характеристики одинаковы: почти бестеневой окружающая обстановка получается когда небо в тучах, и ситуация с сильными контрастами — драматический световой эффект: игра света и тени — в яркий солнечный день.
Рассеянный свет (диффузный свет)
Рассеянный свет получается тогда, когда большая поверхность испускает свет. Она может быть очень обширна. Например, плоские поверхности, такие как небо, в светлое время суток или в случае искусственного освещения, это могут быть световые потолки.
В пространствах интерьеров рассеянный свет может отражаться от потолков и стен, тогда световой эффект получается равномерный, мягкий. Он освещает все пространство, и делает объекты видимыми. Особенностью рассеянного света является способность создать минимальные тени и отражения.
Рассеянный свет чаще всего используется в общественных пространствах: учебных заведениях, больницах, офисах, торговых центрах и других местах, где человек должен легко ориентироваться, видеть полностью пространство, чувствовать себя в безопасности, спокойно и комфортно.
Акцентный (направленный) свет
Акцентный (направленный) свет испускается точечным источником света. Если проводить аналогию с природными условиями, то это солнце. В искусственном освещении направленный свет представляет собой компактный источник света.
Основное свойство направленного света в том, что он создает явные тени от объектов и предметов. Также акцентный свет является причиной возникающих на зеркальных и глянцевых поверхностях бликов. Блики вызывают зрительный дискомфорт, поэтому в интерьерах нужно разумно использовать направленный свет в сочетании с бликующими предметами.
Долгое нахождение в помещениях, где сильный световой контраст, вызывает дискомфорт и усталость глаз. Резкие тени и блики особенно заметны, когда основное освещение достигается малым количеством рассеянного света. Например, дневной свет отношение солнечного света к свету от неба (акцентный свет по отношению к диффузному) находится примерно в диапазоне от 5:1 до 10:1. Комфортным для интерьеров и жилых помещений является соотношение между общим освещением и акцентным — не менее 1:3. При больших перепадах находиться в таких интерьерах будет не комфортно.
Акцентный (направленный) свет применяют в бутиках, галереях и музеях, шоурумах, театрах, концертных площадках и подобных местах, где нужно привлечь внимание зрителей к определенному объекту, выделить его на фоне других.
Комфортное освещение в интерьерах — рассеянный и направленный свет
В интерьерах (помещениях) мы можем создать такое соотношение акцентного и рассеянного света, чтобы чувствовать себя комфортно. Доля рассеянного света уменьшается, когда потолок и стены освещены слишком малым количеством света или когда свет падает на поверхность, которая его поглощает (за счет низкого отражения). Такой эффект с акцентным светом можно применять для создания драматического эффекта. Этот подход используется для презентации объектов (выставки, магазины, бутики), а также в архитектурном освещении, когда согласно концепции нужно достичь драматического пространственного эффекта.
сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света
Акцентный свет не только создает тени и отражения, он открывает новые горизонты для светодизайнеров. Они могут выбрать нужный угол светового луча и необходимое направление для реализации задачи. Если свет рассеянный, диффузный, то его эффект применяется на все пространство и зависит от положения светильника в пространстве.
Тут то и лежит один из наиболее прогрессивных аспектов световых технологий. Во времена использования свечей и масляных ламп, свет был тесно связан с местоположение светильника (распространялся в непосредственно близости от источника). Сейчас таких проблем нет. Можно добиться нужного уровня освещенности в требуемой части пространства. А значит, мы можем залить помещение светом или смоделировать нужные световые условия. Уровень освещенности задается требуемым задачам, которые выполняются в том или ином пространстве или его отдельной зоне.
Все светодиодные лампы, продаваемые в магазинах, оснащены плафонами-рассеивателями (диффузорами). Они позволяют равномерно осветить поверхность и сделать свет от лампы более мягким.
Как быть, если есть светодиодная лампа собственного изготовления или возникло желание смастерить дополнительную подсветку в автомобильную фару? Нужно изготовить рассеиватель для светодиодной ленты своими руками.
Принцип работы рассеивателя
Свет от точечных источников света, в частности от светодиодов, имеет относительно малый угол расхождения — до 120 градусов. При небольшом расстоянии от источника можно увидеть резкий перепад освещённости за пределами этого угла. Как рассеять свет от светодиода? Решить проблему может любой светопреломляющий материал.
В заводских условиях для этого используют прозрачный или матовый пластик, на поверхности которого при отливке формируется особая текстура. Понятно, что в домашних условиях такие технологии недоступны.
Простейший светорассеиватель для светодиодов можно сконструировать за несколько секунд из обычного пищевого целлофанового пакета, только он должен быть не прозрачным, а матовым. Оберните диод в один слой целлофана, и увидите результат. Почему так происходит?
У прозрачных материалов кристаллическая решётка упорядочена, и фотоны от источников света, проходя сквозь него, не изменяют траекторию. В случае матового оттенка, у каждого микро слоя своя структура.
Так свет проходит сквозь прозрачную и матовую поверхность
Светорассеиватель для светодиодов своими руками можно сделать из самых обычных материалов, которые можно купить в ближайшем магазине хозтоваров.
При выборе материала следует учесть несколько важных моментов. Светодиодная лампа при правильном расчете параметров питания способна отработать многие годы, поэтому и материал светоотражателя не должен потерять свои свойства за это время. Нельзя забывать, что светильник будет нагреваться, вариант с целлофановым пакетом исключаем сразу.
Оптимальные материалы для светорассеивателя:
- силикатное стекло;
- поликарбонат;
- акриловое стекло;
- полистирол.
Светопропускающая способность материалов (прозрачных)
Можно было бы купить уже готовый материал с матовым оттенком, но не всегда это даст приемлемый результат. Даже у заводских рассеивателей светопропускающая способность находится в диапазоне 60-90%. Это вызвано отражением светового пока. Чем толще рассеиватель, тем выше вероятность, что свет попадет «не по назначению».
Уменьшение толщины материала не лучшим образом скажется на прочности и долговечности. Надёжный светорассеиватель для светодиодов своими руками можно изготовить из прозрачных материалов сделав матовую фактуру у одной из поверхностей.
Как получить матовую поверхность
Матовая структура поверхности получается при матировании. Существует два вида матирования:
При химическом способе на поверхность наносят специальную пасту. Она разрушает кристаллическую структуру материала, образуя равномерный матовый слой.
- Минимальные затраты времени;
- Однородная структура поверхности
- Относительно высокая стоимость паст;
- При матировании выделяются токсические вещества.
Механический способ подразумевает обработку поверхности абразивным материалом, обычно мелким песком.
- Быстрая равномерная обработка.
- Требуется пескоструйный аппарат;
- Малопригодно для домашних условий.
Самый простой и доступный способ сделать матовую поверхность – обработать стекло наждачной бумагой. Для силикатного стекла этот метод не подойдёт из-за высокой прочности материала, а поликарбонат и акриловое стекло отлично поддаются такой обработке. В качестве абразива используем только мелкую наждачку, при крупном зерне возможно появление царапин.
Для домашних светильников на основе маломощных элементов с низким тепловыделением возможно в качестве рассеивателя использовать обычную компрессную бумагу, наклеенную на внутреннюю поверхность стекла.
В большинстве случаев яркость осветительного прибора можно увеличить, применив светоотражающее покрытие. Самый высокий коэффициент светоотражения у серебра, затем идет алюминий. Именно из него делают отражающий слой для зеркал. Не особо уступает эти покрытиям обычная пищевая фольга и белая краска.
Отражатель для светодиода можно сделать, своими руками покрыв этими материалами монтажную плату для светодиодов, либо внутренность светильника. Такой несложный способ позволит без особых затрат увеличить светоотдачу на 10-15%.
Правильное освещение — это очень важный момент в работе любого художника. От этого будет напрямую зависеть качество вашей картины или барельефа.
Выбор хорошего света включает в себя три этапа:
-
учет естественного освещения
-
выбор светильника
-
подбор лампочки в светильник
Света в этом деле должно быть много, и первое на что вам следует обратить внимание, это окна.
Самое идеальное освещение – дневное. Поэтому окна на рабочем месте художника должны быть большими и по возможности выходить на северную сторону дома.
Почему именно на север? Именно оттуда поступает относительно равномерное освещение на протяжении всего рабочего дня.
Вследствие чего, вам не придется постоянно передвигать или переносить картину, пряча ее от прямых лучей солнца.
Если же ваши окна выходят на другую сторону, то их периодически нужно будет чем-то затенять, дабы получить оптимальный рассеянный свет.
Рабочее место художника необходимо организовать так, чтобы естественный источник освещения находился с левой стороны от вас, если вы правша. Либо справа от вас, если левша.
Попросту говоря, свет должен светить вам в ладонь рабочей руки, а не в ее тыльную сторону.
Когда вы работаете с цветом, то лучше это делать при естественном освещении, но без искусственной подсветки все равно никак не обойтись. Особенно в зимний период времени, когда световой день короток.
Как правильно организовать такую подсветку? Во-первых, необходимо позаботиться об общем освещении интерьера.
Делается это люминесцентными или светодиодными лампами Т-8, размещаемыми на потолке.
Однако помимо них, непосредственно над рабочим местом, желательно иметь дополнительный направленный светильник. В особенности, если вы занимаетесь барельефами или создаете какие-то фактуры.
Наилучшим вариантом будут подвешиваемые светильники, которые можно трансформировать и направить от них свет под любым углом.
А что делать, когда нет возможности прикрутить такой светильник к потолку? Тогда обратите внимание на модели, прикрепляемые к любой поверхности прищепками или струбцинами.
Ножка лампы у них опять же должна быть подвижной и изгибаться в любой плоскости.
Самое главное при этом, чтобы подсветка находилась сверху и имитировало то освещение, при котором будет использоваться готовая работа.
Подобрать себе хороший светильник на струбцине можно здесь.
Есть и профессиональные светильники, размещаемые на полу с высокими ножками.
Как правило, они имеют одно колено, регулировку по высоте, плюс возможность крутить плафон на 360 градусов.
Плафон внутри должен быть с матовой поверхностью, не дающей бликов.
Какие лампы выбрать для светильника? Здесь нужно ориентировать на следующие параметры: