Поменять старую кран-буксу не составит труда даже новичку. Однако как быть, если она прикипела? В этом случае привычные методы ремонта могут не помочь. Разберем четыре действенных способа, которые позволят вам вывернуть прикипевшую кран-буксу из смесителя.
Кран-букса делится на два типа – с червячной передачей и керамическая. Разберем оба варианта, их преимущества и недостатки. Начнем с червячной фурнитуры. Она имеет шток, регулируемый по длине, который закрывается резиновой прокладкой. Постепенный износ прокладок приводит к тому, что при откручивании крана на кухне или в ванной появляются скрипы и протечки. Кран-букса с червячной передачей имеет следующее преимущества:
- низкая стоимость;
- простота замены изношенных резиновых прокладок;
- доступность фурнитуры в сантехнических магазинах.
Наравне с преимуществами есть и недостатки. Резиновые прокладки кран-буксы быстро изнашиваются, необходимо делать по 3–4 оборота маховика, чтобы открыть воду. Постепенно прокладка стирается и приходится закручивать кран плотнее.
Схема червячной кран-буксы
При замене старой кран-буксы мастера отдают предпочтение керамическим вариантам. Оба вида взаимозаменяемы, их можно устанавливать на кухонном смесителе или в ванной. Кранбукса такого типа изготавливается из керамики и латуни. Она имеет две керамические вставки с одинаковым диаметром отверстий, одна крепится на штоке, вторая – неподвижна. Преимущества керамической кран-буксы:
- длительный срок эксплуатации;
- высокая износостойкость;
- бесшумная работа крана с глушителем;
- плавный поворот крана без усилий;
- возможность замены ремкоплектов с новыми керамическими и резиновыми деталями.
Среди недостатков керамической фурнитуры выделяют высокую цену, чувствительность к воде с примесями песка по сравнению с червячным типом, необходимость установки водоочистного фильтра.
Вне зависимости от используемого типа со временем кран-букса выходит из строя и подлежит замене. При появлении протечек убедитесь, что источник проблемы скрывается в этой детали смесителя. Возможно, требует замены изношенный сальник.
Чтобы выкрутить кран, декоративные колпачки и гайку с винтом вам понадобится плоская отвертка, острый нож. Перед проведением работ перекрываем воду. На боковой части вентиля вынимаем декоративный колпачок, поддевая его отверткой или ножом. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить покрытие. Если ручка цельная, без заглушки, просто выкручиваем ее. Снимаем пластиковые кольца. Далее плоской отверткой откручивается болтовое крепление и снимается вентиль.
Если ручка цельная, без заглушки, её следует просто выкрутить
Если вентиль крана не удается отвернуть, смазываем внутреннюю часть арматуры раствором WD-40, который продается в любом магазине автозапчастей, или заливаем уксус. Оставляем на пару часов, чтобы раствор проник в резьбовое соединение и размягчил твердые отложения. После этого кран должен легко сняться. В следующем шаге разберем, как выкрутить прикипевшую кран-буксу.
После снятия вентиля и заглушек вам необходимо открутить кран-буксу, но она прикипела и снять ее привычным способом при помощи разводного ключа не получается. Предлагаем вам четыре метода, от менее до более трудозатратных.
Если открутить кран-буксу при помощи разводного ключа не получается, значит она прикипела
Начнем с химического способа. Здесь применяем уже знакомый раствор WD-40, сантехническую жидкость Сillit или столовый уксус. После использования любого из перечисленных средств, в особенности WD-40, смеситель необходимо тщательно промыть водой. Обильно смазываем жидкостью соединение и оставляем на ночь. Наутро резьба ослабевает, кран-букса легко снимается.
Если химия не помогла, используйте термический метод демонтажа. Так как корпус смесителя и кран-букса имеют разные расширения, прогреваем место соединения строительным феном на минимальной температуре и удаленном расстоянии от резьбовой части. Добиваемся, чтобы шлямбур и верхняя часть кран-буксы откручивалась от руки. Открытый огонь, например, газовая горелка, ускорит процесс, однако этот метод небезопасен из-за высокого риска обжечься и плавления пластиковых деталей.
Также мастера рекомендуют полностью снять смеситель и прокипятить его в течение 20 минут с 2 ст. л. соды. После насухо вытираем резьбовое соединение и откручиваем кран-буксу.
Следующий шаг – простукивание смесителя вокруг резьбы. Если кран-букса сделана из легкого сплава, этот метод должен вам помочь. Вооружившись молотком, лучше киянкой, начинаем обстукивать резьбовое соединение со всех сторон. Выполнять это действие необходимо не менее 15–20 раз. Отошедший известковый налет и ржавчина ослабят соединение, вытаскиваем кран-буксу.
Если предложенные методы не принесли желаемого результата, применяем полный демонтаж фурнитуры, рассверливая отверстие. Срезаем ножовкой по металлу выступающую часть кран-буксы. Сверлом или фрезой нужного диаметра высверливаем оставшуюся часть в смесителе. Когда вы дойдете до керамических пластин, выламываем их отверткой, чтобы не повредить наконечник сверла. Теперь берем пассатижи, вставляем их в полученное углубление и выкручиваем кромку кран-буксы. Чтобы предотвратить соскальзывание во время работы, одной рукой работаем пассатижами, а другой удерживаем основание смесителя большим ключом.
Чтобы поменять кран-буксу, приобретаем новую деталь и вкручиваем ее на место. Купив запорную фурнитуру с резиновой прокладкой червячного типа, предварительно закручиваем шток, чтобы он был максимально короткий. При установке керамической кран-буксы не затягиваем ее слишком плотно, чтобы не повредить керамические детали. Достаточно вставить фурнитур в отверстие и закрутить гайкой.
После закручивания кран-буксы собираем детали в обратной последовательности, надеваем пластиковые кольца, закручиваем ручки, фиксируем заглушки на место.
Открутить гайку смесителя может быть не слишком просто. Внутри может накопиться ржавчина, известковый налет, накипь. Чтобы открутить смеситель, необходимо запастись правильным инструментом и терпением. Инструменты должны иметь точное соответствие по размеру и плотное прилегание. Перед началом работы убедитесь в том, что инструмент крепко захватил деталь.
Прикипевший смеситель открутить сложнее всего, поскольку придется применять аккуратную умеренную силу. Все действия по замене смесителя и откручиванию гаек выполняйте плавно, без рывков. Любые резкие движения могут привести к срыву резьбы или поломкам.
Подготовьте инструменты, перекройте воду. Убедитесь, что поворотные заглушки, перекрывающие подачу воды в ванной или на кухне, исправны. Для этого после перекрытия подачи воды откройте кран и внимательно наблюдайте за счетчиком.
Он не должен крутиться. Менять или снимать кран без отключения воды нельзя. В трубах может остаться вода, подготовьте ведро или таз. Во время работы краны должны находиться в открытом положении.
Если вы откручивает кран в ванной, закройте слив во избежание засорения мелким строительным мусором.
- Разводной ключ. Если смеситель нужно снимать со столешницы, потребуется 2 разводных ключа. Можно использовать набор ключей 10, 11 и 22, 24.
- Удобные рабочие перчатки с водонепроницаемым и нескользящим покрытием. Работа в перчатках эффективнее, чем голыми руками за счет более качественного сцепления. Не пренебрегайте рабочими перчатками.
- Ножовка по металлу – для крайних случаев.
- Сантехническая универсальная смазка WD-40. Эту смазку называют «жидким ключом» за высокую проникающую способность и легкое растворение известкового, ржавого налета, лакокрасочного слоя.
- Новый гибкий шланг – подводка. Стандартный шланг, длиной 30 см подходит не всегда. При замене смесителя лучше менять его вместе с гибкой подводкой.
- ФУМ лента. Потребуется при повторном закручивании гаек.
- Запасной кранбукса – на случай поломки запорной арматуры.
Если вы меняете смеситель, к нему прилагается крепеж. Убедитесь, что новый крепеж подходит к вашей сантехнике. Уточните наличие всех необходимых компонентов крепежа заранее. Обратите внимание на крепеж типа гайка и болт. Или в просторечии «папа – мама». Гайки на крепеже должны соответствовать болтам и наоборот.
- Обеспечьте доступ к рабочему месту. Для этого в некоторых случаях придется снять мойку. Это не обязательное условие, просто так удобнее подобраться к креплениям.
- Снимите нижнюю часть сифона под раковиной, чтобы не мешал. Заодно можно почистить сифон от полужидкой грязи. Лучше не пропускать этот шаг.
- Отключите шланги подачи горячей и холодной воды. Они крепятся гайками на 22 или на 24. Откручивайте против часовой стрелки. Гайки крепления шлангов обычно откручиваются без проблем.
- Закрепите разводной ключ на гайке, которой смеситель крепится под столешницей мойки на кухне или под раковиной. Вторым ключом удерживайте корпус смесителя сверху. Если корпус хромированный, используйте плотные подкладки из резины и разводной ключ для плотного удержания корпуса без повреждений. Нанесите универсальную смазку для легкого откручивания. Удерживая корпус смесителя, осторожно открутите гайку снизу. Не всегда это получается с первой попытки.
После того, как смеситель снят, можно приступить к замене кранбукса – переключающей арматуры, которая используется для подачи воды на шланг душа. Арматура обычно выполнена из латуни и отличается хрупкостью.
Выкручивайте шлямбур, осмотрите штоки. Особенное внимание уделите пластиковым деталям. Качественные смесители имеют внутри керамическую основу. Чаще всего протекания кранбуксы и характерный писк в трубах при перепаде давления вызван износом сальника. Смените обмотку и заново отрегулируйте прижимный болт.
- 1. Прикипевшую гайку можно попробовать отмочить смазкой WD-40 или обычным керосином. Нанесите смазку на гайку и дайте смазке впитаться около 10 минут и повторите попытку. Если не получается, попробуйте повторить смазывание.
- 2. Достать застрявшую арматуру можно при помощи прогревания. Строительным феном нагревается корпус, одновременно продолжая попытки вывернуть запирающую арматуру.
- 3. Варварский метод заключается в попытке обстучать прикипевший фрагмент, как ложкой обстукивают консервную банку с резьбой. Осторожно, но сильно обстукивайте гайку молотком по направлению скручивания, против часовой стрелки. Ситуация осложняется тем фактом, что коррозия разъедает металл, и он становится хрупким. Не жалейте смазки.
При повреждении резьбы, появлении трещины, разлома, поврежденный смеситель придется выкинуть. Если поврежден только кранбукса – его можно заменить.
Если смеситель прикипел основательно, отломился фрагмент резьбы и никакие попытки открутить гайки не помогают, гайку просто срезают дисковой пилой или ножовкой по металлу.
Используйте качественную сантехнику, или меняйте поломанные детали и смесители без сожалений. Не пытайтесь сохранить обломки китайского крана, особенно в доме со счетчиками на воду. Переключающую арматуру, в частности, кранбуксу, лучше менять целиком и сразу. Попытка сэкономить десяток рублей может обернуться колоссальными тратами при затоплении соседей.
Видео ремонт бутсы:
Видео разбор кран бутсы:
Длительное время кран прокапывал и когда я решил его заменить, то оказалось что он прикипел и не хочет выкручиваться. Как теперь его снять чтобы заменить?
если вентиль основательно прикипел. для начала можно его обстучать молотком,и если после этого он не начнет откручиваться,тогда можно прогреть горелкой(если трубы пластик)прогревать надо осторожно.чтобы не поплавить основание крепёжкипосле прогрева надо резко сдернуть по резьбе.потом приготовить другои вентиль и заменить старый.если не хотите затопить соседей лучше всего перекройте воду входящую в квартиру.
Старые вентили очень неохотно скручиваются со старых труб. Они как правило не только прикипевшие, но и порядочно закрашены. Если рабочие разъемы корпуса крана сидят плотно на трубах и не прокапывают, я бы осмелился советовать, начать ремонт с замены набивки находящейся под верхней прижимной гайкой –
или даже замены всей "головы" на новую (это верхняя часть крана вкручивающаяся в корпус) Сегодня подобрать новую "голову" не проблема. При замене клапана, почистите седловину в корпусе.
Объясню свою точку зрения. Если кран древний, то видимо и трубы не новы. Нитки резьбы у них порядочно прогнили, и не факт что вы, даже открутив с горем пополам старый кран, качественно посадите на них новый.
Ну коли замена набивки или даже "головы" не помогла, придется снимать старый корпус.
Редко вентиля ставят "намертво" – это когда возможности открутить нет без демонтажа и обрезки труб. Если к крану с обеих сторон подходят трубы, значит либо одна из них должна иметь возможность вращения, либо с одной стороны крана установлен сгон с муфтой и контргайкой. Вот с этой контргайти и муфты и начинайте разборку. Двумя ключами в разные стороны разводим муфту и контр гайку. Далее муфту угоняем еще дальше от гайки, пока не покажется разъем в трубах. Теперь откручиваем кран от "мертвой" трубы.
Перед демонтажем лучше хорошо очистить краску и ржавчину металлической щеткой, особенно в витках труб куда будет сгоняться гайка и муфта. Можно и намочить их водой что лучше отчистились. Даже без спецсредств, пусть и туговато, но всегда отходят.
Сразу предупрежу о том что, как мы помним, трубы тоже могут быть старыми, и свернуть кран или муфту вместе с частью трубы по виткам, совсем не сложно. А это значит, нужно быть готовым нарезать новую резьбу (иметь клуп) либо ставить ГЕБО-муфту, ну или что самое хлопотное – вваривать новую резьбу электросваркой.
Если же у вас под рукой что то из вышеперечисленного имеется, то просто возьмите балгарку и отрежьте старый кран –