Содержание
Нет-нет, не пугайтесь – это я не старинный дровяной самовар так разделала, а обычный старый электрический. На настоящий самовар у меня рука не поднимется!
А вот электрокипятильник в виде самовара, отслуживший свой срок – это мы запросто! Еще работающий, но уже морально устаревший, уступив место современным скоростным чайникам, долго лежал он в моих закромах – выбросить жалко, а применить некуда. Закрома не резиновые, их пополнение происходит постоянно, "выдавливая" на свет то, что лежит уже давненько. Вот и очередь самовара пришла.
За роспись этого 3-х литрового красавца взялась после длительной раскачки. Загрунтованный и покрытый лаком, он стоял пару месяцев – никак не могла выбрать – в каком стиле его делать. А потом он мне так глаза намозолил, что я решила – а, гори оно все огнем, что получится – то и получится. И без всяких предварительных эскизов, разметок, даже без мыслей по поводу того, что надо делать села расписывать. У меня контуры лежат в большом латунном тазу – раньше в таких варенье варили. И я просто запускала в него руку, нашаривала контур – какой попадется – им и рисовала. Вот и вышла пестротень несусветная)))) Не знаю, как результат, а процесс мне очень понравился – никаких заморочек, сиди себе и узоры вырисовывай, какие на ум приходят. А главное – надолго хватило такого развлечения! Около месяца, почти ежедневно, по несколько часов. Подсчитала приблизительно – это получилось что-то в районе 80-90 часов, потраченных на роспись.
В итоге – получилось вот что:
Да, про большие площади под роспись. Мне и этого оказалось маловато! В последний вечер "разгон" взяла, а самовар кончился. Пошарила вокруг себя глазами, обнаружила подготовленную под роспись обложку – и. Не знаю. когда я ее теперь закончу, но тут главное нАчать.
Занятие способствует развитию познавательной активности и любознательности; развитию мелкой моторики; приобщает детей к истокам народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие способствует развитию речи; познавательной активности и любознательности; развитию мелкой моторики; закрепление представ | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе «Русский самовар»
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности и любознательности; способствовать развитию творческих способностей детей, исполняя народный танец; способствовать развитию эстетического вкуса у детей; развивать мелкую моторику; самостоятельность, инициативу.
Образовательные: обогащать словарный запас; совершенствовать умение анализировать и сравнивать; закреплять представления детей о народных промыслах.
Воспитательные: приобщать детей к истокам народного творчества.
Воспитывать любовь и интерес к русскому фольклору.
– чтение сказок К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр»;
– знакомство с малыми формами фольклора;
– знакомство с народными играми и хороводами;
– разучивание танца с ложками.
Оборудование и материал: ложки по 2 штуки на каждого ребёнка; для игры голубая лента; русские народные игрушки; корзинка, столик; иллюстрации самоваров, самовар ; массажные мячики; затонированные плоскостные самовары, ластики, влажные салфетки; магнитофон, флешка с русскими народными мелодиями.
Под звучание русской народной мелодии заходят гости.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно мы вас ждем поджидаем,
Занятие не начинаем.
У нас для каждого из вас
Найдется местечко. (Гости проходят усаживаются на стулья)
В.: Удобно ли вам, гости дорогие?! Всем ли видно, всем ли слышно. Тогда начнём!
В.: Дети, вы были, когда – нибудь на ярмарке? А знаете, что такое ярмарка?
Дети: На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольный спектакль, продают разные товары.
В.: Правильно. На ярмарке народные умельцы показывают своё мастерство.
Была я ребята на ярмарке.
Уж на ярмарке веселье!
Там и пляшут, и поют,
И товары продают.
Я по ярмарке ходила
И игрушек накупила.
Что в корзинке у меня
Знать хотите ли друзья?
Воспитатель показывает первую игрушку.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
В.: Ребята, как называется роспись на игрушке? Какими элементами узора украшали дымковские мастера игрушки? (круги, колечки, пятна, волнистые и прямые линии)
Из чего мастера лепили игрушки? (из глины) Какой? (красной)
Значит они какие? (глиняные)
После показа и обсуждения игрушек воспитатель ставит их перед детьми на столик.
Вот ещё одна игрушка!
После обжига свистит
И хорошо блестит. Н. Лопатина
В.: Какие цвета использовали филимоновские мастера для украшения игрушки? (красный, жёлтый, зелёный) Какими узорами украшали свои изделия? (полосками, пятнами, веточками)
Белая глина, белый фарфор.
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель родная моя,
Спасибо, что к нам ты пришла! Т.Артюхова
В.: Ребята, а из чего делаются гжельские изделия? (белой глины)
Какие элементы гжельской росписи вы знаете?
Какие изделия из Гжели вы знаете?
А вот ложка хохломская.
Не простая, расписная.
В.: Какие элементы хохломы вы знаете? (ягоды, листья, травка)
Из чего вырезаются хохломские изделия? (из дерева)
Значит они какие? (деревянные)
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт. И. Кадухина
Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари. Танец с ложками
В.: Вот корзинка и пустая,
В.: Вы, ребята, сегодня будете мастерами и покажите своё мастерство.
А что за изделие будем украшать узнаете, отгадав загадку.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало, блестит. Что это? (Самовар)
В.: Молодцы, отгадали! Да это самовар. Вот он «Самовар-батюшка». (Воспитатель ставит на столик самовар.) Только на Руси пили чай из самовара. Самовар – это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. Первые самовары были изготовлены на Урале и в городе Тула. Вода в самоваре быстро закипала и долго не остывала. Их делали разной формы и величины. Большие самовары использовались в чайных, они были большими, у них был не один, а целых три крана. Маленькие самовары, их называли «Эгоист», использовались в армии. В них кипятили воду для умывания, заваривать чай, а также чтобы согреться в холодное время года. В качестве материалов для изготовления самоваров использовали серебро, медь и даже фарфор (показ иллюстраций самоваров, сделанных из этих материалов).
– Скажите, если самовар сделан из серебра, он какой? (Серебряный самовар) Самовар из меди? Самовар из железа? А если самовар из фарфора?
Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
( Пузатый, железный, блестящий, красивый.)
– Скажите, что есть у самовара? (Крышка, дно, стенки, кран, ручки)
В.: Ребята, тульские мастера, прислали заготовки самоваров и просили их украсить, но прежде чем начнём руки разомнём.
– Возьмите из контейнера по одному массажному мячику и пройдите за стол.
Давайте сделаем массаж ладоней с помощью мячиков. Зажмите мячик в правой ладони, затем переложите в левую ладонь.
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем, 2 раза
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда.
– Размяли руки, теперь дело быстрее пойдёт. Кладите мячики в контейнер. (Воспитатель обходит детей с контейнером)
Хватит, дети, забавляться,
Пора за дело приниматься.
И вы ребята, не зевайте.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Сегодня мы будем украшать самовары необычным способом, а с помощью ластиков. Вы можете использовать элементы росписи дымковских, филимоновских, гжельских, хохломских мастеров, а можете придумать свой узор. По окончании работы не забудьте вытереть руки влажными салфетками.
Дети выбирают самовары и расписывают их.
В.: Какие красивые самовары! Молодцы!
Ждёт нас русская игра!
Отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Заря – Заряница», но сначала выберем водящего с помощью считалки.
Считалка: «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
"Все стоят в кругу, взявшись за руки, причём желательно, чтобы участники стояли рядом друг с другом. Внутри по кругу ходит "Заря" с лентой в руках.
Заря-заряница, Солнцева сестрица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые.
На последних словах "заря" вешает ленту на сцепленные руки двух рядом стоящих людей, "разделяя" их, но не отпуская ленту. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
Участники хором командуют:
Раз-два, не воронь, беги как огонь!
Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто быстрее обежит весь круг, вернется на свое место, тот и хватает ленту. После того, как добежавший первым участник взялленту, он входит внутрь круга и благодарит "Зарю" поклоном.
В.: Ребята, наши гости засиделись. Давайте пригласим их к нам в игру. (Игра проводится 2 – 3 раза).
В.: Вот и поиграли! Понравилось ли вам гостюшки? Просим садиться. И вы ребята садитесь.
В.: Ребята, с каким символом России, мы сегодня познакомились? Что вам понравилось сегодня на занятии? Молодцы. Вы все отлично справились. Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, чтобы у всех было хорошее, весёлое настроение.
В.: Вот и подошла к концу наша встреча с гостями, с русским самоваром, и пришла пора сказать…
Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
И прощаясь, мы с гостями,
Говорим: «До новых встреч!»
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 224с.
- Групповая традиция в детском саду: планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4 – 7 лет/ авт. – сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Картушина М.Ю. праздники народов мира в детском саду.Ч.1. Лето – осень. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 136с.
- Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Музыкально – игровой материал для дошкольников и младших школьников: Наш весёлый хоровод: Учеб. метод. пособие: В 3 вып. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Вып. 1. – 112с.
- Немова Г.В., Малышева А.Н. Праздники и танцы для дошкольников/ Г.В. Немова, А.Н. Малышева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль.: Академия развития, 2007. – 224с.
- Тимофеева Л.Л. Загадки в избе, на дворе и в поле. Рабочая тетрадь дошкольника. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования, Познакомить с методом рисования при помощи трубочки, развивать воображение.Материал: альбомн.
Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Воспитывать воображение и творчество.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Осенний лес".
план работы кружка "Радуга" по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей коррекционной группе (область: художественное творчество) тема: «Бабочки» техника исполнения: монотипия, гуашь.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками художественного рисования.
Не бойтесь дать много, бойтесь дать мало!Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию лучше всего использовать нетрадиционные техники рисования. Ведь рисов.
Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Каждая фабрика в России старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные.
Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира.
Каждая фабрика в России старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные.
Раскраски с изображением самовара для работы на уроке.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.