Как лепить из глины?
Синюю глину можно приобрести в магазине для художников и даже в некоторых магазинах, где представлены развивающие игры для детей. Например, она входит в наборы для лепки из глины "Скульптор. Художественная школа".
При лепке фигурки из глины нужно соблюдать несложные правила:
1. Желательно лепить из целого куска, не прилепливая маленькие части к фигурке – глина может потрескаться в этом месте, и такая часть отвалится (например, если Вы прилепили хвостик к глиняной собачке). Лучше "вытягивать" части из одного большого куска глины.
2. Глина не должна быть слишком мокрой. Склизская глина не подходит для лепки, она должна быть однородно влажной.
3. Храните незаконченное изделие обернутым в мокрую тряпочку и в полиэтиленовый пакет. Это позволит не высохнуть вашей недоделанной работе.
4. Если Ваша глиняная поделка является круглой скульптурой, она должна быть узнаваема и красиво выглядеть со всех сторон. При работе поворачивайте Ваше изделие и смотрите на него в разных ракурсах.
5. Когда вы доделали статуэтку, поставьте ее сушится, но не подвергайте воздействию высоких температур, солнечных лучей и сквозняков. Фигурка высохнет примерно за сутки.
Итак, когда Ваша, слепленная из глины фигурка, высохла, ее можно ошкурить. Мелкая шкурка уберет неровности и некоторые дефекты. Я использовала для этого натфиль.
Потом, для прочности, можно покрыть глину тонким слоем клея ПВА или грунтом. У меня оставался грунт для стен, он вполне подошел для этой цели.
Теперь можно раскрашивать нашу слепленную из глины игрушку. Можно раскрашивать по образцу, а можно придумать что-нибудь необычное. Раскрашивать можно акриловыми красками либо гуашью или темперой, они хорошо ложатся на глину. Акварель, на мой взгляд, слишком прозрачная для глины.
Вот и все! Вы слепили свою первую статуэтку из глины. Она может послужить игрушкой для ребенка, украшением или ее можно сделать в виде магнита для холодильника.
Если Вы использовали глянцевые акриловые краски, глиняная статуэтка будет блестящей.
После использования гуаши можно покрыть фигурку лаком, тогда она тоже будет блестящей и будет меньше бояться влаги.
Раньше, чем приступать непосредственно к росписи, глиняное изделие необходимо подготовить. Подготовка важна и даже необходима для емкостей, предназначенных для жидкостей. Проигнорировав процедуру обработки, вы рискуете тем, что спустя некоторое время вода начнет просачиваться сквозь стенки, и красочное покрытие от сырости местами постепенно начнет отдуваться и даже лопаться и отваливаться.
Существует два способа подготовки.
Сосуд насухо протирается скипидаром. Затем в блюдечко наливают олифы, обмакивают туда ватку, обернутую чистой тряпочкой, и щедро покрывают глину олифой. Втирают олифу до насыщения, чтобы глина хорошо пропитались, и оставляют сохнуть. Как долго обработанный сосуд будет сохнуть, предсказать чрезвычайно трудно, поскольку сушка зависит не столько от общей влажности в мастерской, сколько от качества материала. В среднем процесс просушки длится от 2 часов до 2 суток.
Сделать глиняное изделие прочнее поможет один проход масляной краской с сиккативом. Дав краске высохнуть, смело можно приступать к художественному эмалированию.
Глиняную посуду промазывают большой мягкой кистью несколько раз жидким клеем (столярным, лучше малярным). Когда клей отвердеет, протирают олифой. Соединение клеевого раствора с олифой придает глине большую твердость. Данным способом подготовляются сосуды, прочность и водостойкость которых действительно важна. Для обыкновенных сосудов, только изредка наполняемых жидкостью, можно ограничиться втиранием одной олифы или скипидара. Когда сосуд высохнет, можно приступить к художественному эмалированию или к росписи по глине, если фоновой заливки не предполагается.
Разумеется, что прежде росписи, настоятельно рекомендуется дать фону хорошо просохнуть.
Фоновую окраску – художественное эмалирование – вернее накладывать большой кистью, сильно насыщенной краской, а главное, мягкой. Жесткие щетиновые кисти мало набирают краски и кладут ее полосами, которые не всегда ровно сливаются. Когда фон высохнет, на него прикрепляется калька эскиза воском или пластилином за уголки.
Роспись глиняных горшков и кувшинов удобно производить, поставив изделие на стол, предварительно устеленный газетами. В ходе роспись глиняных горшков их придерживают изнутри пальцами и по мере надобности, поворачивают.
Сосуд допускается наклонять от себя, если форма горшка или чаши близка к сферической, но не допускать падения.
Маленький сосуд обычно придерживают большим и указательным пальцами: большой палец поддерживает дно снизу, а указательный – за край горлышка сверху. Еще удобнее работать, установив сосуд на вертикальную подставку, которую можно поднимать или опускать при помощи винта.
Известны три способа перенесения изображения на поверхность расписываемого глиняного изделия:
- 1. при помощи копировальной бумаги;
- 2. заштриховкой обратной стороны кальки мелом с последующим обведением рисунка по контуру, после чего мел отпечатывается на поверхности;
- 3. слегка продавливая контур рисунка карандашом или не слишком заостренной палочкой.
Последний способ срабатывает на фоне свежем и мягком, не окончательно засохшем. Контуры, углубляясь в фон, дадут ясный отпечаток рисунка, но на свежий фон переводить рисунок прдавливанием не следует. Кроме того, переводить рисунок надо очень осторожно, иначе кругом росписи пристанет бумага. Бумажные клочки легко отмываются, когда высохнет роспись, но приставшая бумага повредит фон и тогда придется его снова покрывать, что очень сложно, в особенности, если рисунок ажурен.
Надо иметь в виду, что эмалевая краска очень жидка, особенно верхний слой. Чем эмаль свежее, тем жиже. Поэтому эмаль необходимо часто перемешивать, и брать на кисть небольшими порциями, иначе краска потечет по стенкам. Для фоновой заливки жидкая краска, наоборот, очень выгодна, поскольку полосы краски, быстрее сплавляясь между собой, дают ровную и гладкую поверхность.
Высохший фон нередко дает "матовые лысины". Появление матовых пятен всецело зависит от качества материала изделия, от состава глины и ее обжига. Устраняются матовые пятна вторичным покрытием изделия эмалью, но после окончательной просушки предыдущего слоя. Иногда, при желании иметь особо глянцевый фон, художественное эмалирование приходится производить до трех раз, обычно же вполне достаточно одного раза.
Надо ли упоминать, что роспись глиняных изделий возможно производить одновременно несколькими разнородными красками: эмалевыми, масляными, цветным золотом, рельефными пастами, разнообразными присыпками.
Применяя присыпки, необходимо помнить последовательность их наложения: золото или серебро – раньше всякой другой росписи, и на совершенно сухой фон.
Техника подготовки под роспись глиняных изделий не сложная, не требует дорогих или дефицитных средств и может выполняться в домашних условиях.
Готовые глиняные фигурки для раскрашивания можно приобрести в специализированных магазинах, торгующих товарами для художников, в том числе в интернете. А можно вылепить такую игрушку своими руками. Для того чтобы керамическая фигурка радовала долгие годы, необходимо правильно ее окрасить.
Прежде всего определитесь с краской для создания рисунка. Акварельные краски не годятся для работы по керамике. Гуашь хороша лишь в том случае, если керамическая фигурка не будет часто находиться в руках, иначе краска будет оставлять следы на том, с чем соприкасается. Лучше всего для работы с глиняными фигурками подходят специальные акриловые краски по стеклу и керамике. Они быстро сохнут, имеют богатую палитру, при желании их можно смешать и получить новый цвет. Окрашенное изделие можно обжечь в духовом шкафу, оно приобретет дополнительную стойкость к воде.
Перед началом работы удалите излишки жира с изделия. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровно и не отставала от поверхности. С этой целью можно использовать спирт или жидкость для снятия лака. Нанесите небольшое количество средства на ватный диск и протрите керамический предмет.
Начинайте раскрашивать глиняную игрушку с основного цвета – того, который составляет большую часть площади игрушки. Когда основной цвет нанесен,оставьте ее сохнуть.
Затем раскрашивайте части игрушки одного конкретного цвета. Каждый цвет должен хорошо высохнуть, прежде чем дойдет дело до следующего. В самую последнюю очередь рисуйте глаза и рот поделки.
Если необходимо наложить один цвет на другой, предварительно убедитесь, что светлая краска на темной не теряется и выглядит ярко. Для этого можно нанести краску на бумагу. В случае использования акриловых красок по стеклу и керамике такой проблемы возникнуть не должно.
Акрил при разбавлении водой становятся более прозрачными. Используйте это его свойство при оформлении изделия, но учитывайте тот факт, что разбавленная краска легче стирается с глины. Для ее закрепления покройте игрушку акриловым лаком (матовым или глянцевым) после того, как остальные этапы работы будут выполнены.
Когда вся игрушка будет раскрашена, дайте ей просохнуть и при желании обожгите в духовом шкафу в течении получаса.