Skip to main content

Как часто нужно менять аккумулятор в машине

Замена аккумулятора – очень простая операция, которую может самостоятельно выполнить любой автовладелец. Основная загвоздка заключается лишь в том, когда менять аккумулятор автомобиля. Если работоспособность многих деталей машины можно определить визуально, но понять отслужила ли АКБ полный ресурс таким образом практически невозможно.

В ситуации, когда аккумулятор не способен завести двигатель также много не ясного, ведь время от времени батарея может полностью разряжаться, но такое состояние является абсолютно нормальным и легко устраняется подключением батареи к зарядному устройству. Далее будут рассмотрены основные признаки, по которым можно судить о том, что пора менять автомобильную батарею.

В какое время лучше менять аккумулятор

Если известно, что ресурс АКБ подходит к концу, но аккумулятор ещё способен заводить двигатель автомобиля, то рекомендуется заменить его в осеннее время года. При отрицательной температуре для запуска двигателя требуется значительно больше энергии, поэтому изделие, которое легко справится с такой операцией летом, может подвести в любой момент, когда наступят холодные дни.

Кроме этого владелец машины может быть неприятно удивлён, когда обнаружит аккумулятор машины полностью замёрзшим. Если батарея эксплуатируется много лет, то в результате образования большого количества налёта на пластинах, который не переходит обратно в раствор электролита, его плотность заметно уменьшается.

В результате, температура замерзания такой жидкости понижается, что приводит к образованию льда внутри корпуса батареи. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к разрушению пластин, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию АКБ.

Кроме вышеприведённых доводов в пользу замены аккумулятора осенью, можно назвать значительно больший расход электроэнергии в зимнее время. Прежде всего, нагрузка на аккумулятор возрастает из-за необходимости частого включения осветительных приборов, по причине короткого светового дня. Особенно остро встаёт эта проблема в северных широтах, где день зимой может длиться всего несколько часов.

Второй причиной является замедленное движение транспортных средств на обледеневших дорогах. Необходимость соблюдать осторожность не позволяет двигаться со значительными оборотами двигателя, поэтому в таком режиме работы мотора генератор может быть автоматически отключён, в результате чего основная нагрузка по обеспечению электричеством всех потребителей ляжет на плечи аккумуляторной батареи.

Признаки износа аккумулятора

Основным признаком, по которому можно судить о сильном износе АКБ является быстрый разряд батареи. Если приходится часто ставить аккумулятор на зарядку, и при этом генератор и электронный регулятор автомобиля находятся в исправном состоянии, то аккумулятор в самое ближайшее время нужно будет заменить.

Быстрое закипание электролита также является признаком скорой гибели батареи. Отложение на пластинах сульфатов приводит к значительному снижению ёмкости батареи, что вызывает чрезмерное образование газов внутри банок, даже при подаче на клеммы стандартного зарядного тока.

Снижение разрядного тока свидетельствует о том, что внутреннее сопротивление батареи значительно повысилось. При значительном увеличении этого показателя аккумулятор полностью утратит способность заводить двигатель, поэтому при первых признаках такой неисправности следует попытаться восстановить заряд батареи с помощью зарядного устройства. Более точно определить внутреннее сопротивление АКБ а также его разрядный ток можно с помощью специальных приборов.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

Срок эксплуатации аккумулятора зависит от многих факторов. Прежде всего, на продолжительность работы АКБ влияет технология изготовления. Например, современные необслуживаемые изделия способны прослужить примерно в 2 раза дольше обычных сурьмянистых батарей. Кроме этого, на частоту смены аккумулятора влияют условия эксплуатации и соблюдение правил использования такого изделия в качестве стартерного устройства.

Средние прогнозируемые сроки эксплуатации АКБ различных конструкции составляют:

  • Для малосурьмянистых батарей – 4 года.
  • Для кальциевых аккумуляторов – 5 лет.
  • Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы – 6 лет.
  • AGM – 10 лет.
  • EFB – 7 лет.
  • Гелевые – 10 лет.

На срок эксплуатации аккумулятора также влияет продолжительность хранения до реализации. Чтобы узнать срок изготовления изделия достаточно найти на крышке код, по которому не сложно понять, можно приобретать АКБ или от покупки лучше отказаться.

Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего

Покупка аккумулятора обходится владельцу машины довольно дорого, поэтому практически все автомобилисты стремятся полностью исчерпать ресурс АКБ перед её заменой. Делать этого не стоит по следующим причинам:

  1. Снижение безопасности эксплуатации машины.
  2. Риск выхода из строя электрооборудования.
  3. Повышенный износ двигателя во время запуска.

Скупой, как известно, платит дважды, но несвоевременная замена АКБ может привести к аварии, которая может стоить жизни или здоровья. Например, если машина внезапно заглохнет на оживлённом перекрёстке или железнодорожном переезде, то изношенная батарея может не справиться с быстрым запуском двигателя.

Читайте также:  Как проверить задний подшипник ступицы

«Полуживой» аккумулятор негативно влияет на работоспособность потребителей электроэнергии. Кроме этого потребуется значительно больше времени на запуск двигателя. Многочисленные попытки завести машину при небольших оборотах коленвала вызывают повышенный износ внутренних деталей по причине масляного голодания, а также стачивания шестерней стартера и маховика двигателя из-за слабого зацепления.

Учитывая негативное влияние неработоспособной батареи на комфортабельность и безопасность использования машины, рекомендуется вовремя заменять аккумулятор машины новым изделием.

Об автомобилях и не только

More in Полезное:

  • Виновен ли водитель Peugeot в наезде на пешехода-камикадзе? 04.08.2019
  • Группа разбора: Андрей Косилов и автоэксперты о тяжелом ДТП под Аргаяшом 30.07.2019
  • Группа разбора: ситуация, когда виновника стоило бить безжалостно 29.07.2019

С первыми заморозками как правило возникают мысли: сдюжит ли аккумулятор еще одну зиму? Я разбирался, что убивает батарею, когда ее надо менять и как правильно выбрать новую.

В магазине вам с радостью предложат десяток вариантов, но для начала надо разобраться, нужно ли менять батарею вообще

Каков ресурс аккумуляторов и почему они выходят из строя?

Для новой машины вполне нормальным считается срок службы родной батареи на уровне 5-7 лет, но есть и тонкости.

Все батареи не любят глубокого разряда, точнее — длительного нахождения в разряженном состоянии. В результате начинается сульфатация электродов, и аккумулятор теряет свои свойства.

— Удивительно, но очень часто люди «убивают» батарею летом, — объясняет заместитель генерального директора компании «Цефей» Владимир Япринцев. — Например, приехали на озеро, включили музыку, фары, батарея подсела, но этого не чувствуется, потому что машина заводится с полоборота. Мы заметили: чем жарче летом, тем больше спрос на новые батареи после первых холодов. Напротив, в советские времена наши отцы использовали батареи по 12 лет, потому что в каждом гараже стояло зарядное устройство.

Чем чаще и чем сильнее аккумулятор находится в разряженном состоянии, тем меньше его ресурс.

Сезонный парадокс: небрежная эксплуатация летом оказывается хуже зимней. Летом проблемы незаметны, поэтому не устраняются сразу

Вторая проблема: чрезмерное напряжение зарядки вследствие неисправной бортовой электрики. При напряжениях выше 14,8 В начинается быстрое «выкипание» (гидролиз) электролита, причем для некоторых типов аккумулятора (например, малосурьмянистых) эффект выражен сильнее.

Разумеется, убить аккумулятор могут неисправные стартер или генератор и прочие элементы электрооборудования.

Если исключить описанные выше проблемы, как правило аккумуляторы служат много лет и их свойства снижаются постепенно.

Если батарею подверглась сильной разрядке, естественных возможностей генератора недостаточно, чтобы зарядить ее на 100%. Длительный недозаряд провоцирует разрушение пластин

Заряжается ли аккумулятор на машине?

Конечно, генератор заряжает батарею, однако для полного восстановления после сильного разряда требуется нечто большее. Есть два способа зарядить батарею: постоянным напряжением (как в автомобиле) и постоянным током (от внешнего устройства). Второй способ позволяет пополнить запас энергии на 100%, но требует времени: для грамотной зарядки как правило приходится оставлять аккумулятор в сервисе на сутки. Хорошая фирма предложит вам подменный за небольшую сумму, чтобы вы не остались без колес.

В целом, правило такое: если в силу каких-то причин вы серьезно разрядили батарею, для продления срока ее службы желательно в ближайшее время полностью ее зарядить устройством постоянного тока.

Аккумуляторы современных машин часто запрятаны так, что снять их без инструмента проблематично

Как проверить аккумулятор?

Симптомы умирающей батареи известны. Обычно это вялая работа стартера, притухающие приборы, низкое напряжение. Однако не нужно путать два явления: недозаряженную батареи и близкую к своей кончине.

Тестер выдал негативное заключение, но тщательная проверка аккумулятора показала, что его можно реанимировать и отложить замену как минимум на год

Например, часто рекомендации заменить аккумулятор выдают дилеры для сравнительно новых машин, прилагая распечатку со специального тестера. Но показания тестера не всегда правильно интерпретируются: если батарея разряжена, прибор может выдать негативное заключение, когда достаточно зарядить.

Для детальной проверки существует более точные тестеры, которые проверяют батарею под нагрузкой.

Тест под нагрузкой показал, что батарея способно поддерживать напряжение выше 9В — это считается нормальным, а значит, аккумулятор можно оживить.

Для полноты картины желательно изучить электролит. Специальным пробником его поднимают со дна секции и оценивают цвет: если началось разрушение электродов, жидкость приобретет бурые и темные оттенки. Кроме того, измеряют плотность — один из наиболее значимых параметров электролита. Зачастую батарею не нужно выбрасывать: достаточно долить воды и зарядить ее полностью. Серная кислота, напомним, в процессе работы не теряется.

Измерение плотности электролита и его цвета позволяет оценить состояние аккумулятора

Что такое необслуживаемые аккумуляторы?

Большая часть современных батарей относится к малообслуживаемым и необслуживаемым. Определить тип можно по буквенному обозначению в индексе: N – с нормальным расходом воды (встречаются редко), L – малым, VL – очень малым, VRLA – с малым расходом воды и регулирующим клапаном.

Читайте также:  Нормальный уровень заряда аккумулятора автомобиля

В обозначении аккумулятора видим индекс VL (показан стрелкой), на самой батареи — надпись «Необслуживаемая». Тем не менее, пробки для проверки электролита есть Часто пробки прячутся под планкой или этикеткой Открутить их можно специальным ключом или народными средствами Теперь можно проверить плотность электролита

Например, популярные батареи с индексом VL при нормальной эксплуатации на исправной машине не должны требовать долива воды в течение срока службы. В случае форс-мажоров, например, зарядкой слишком высоким напряжением, выкипание воды может ускориться, что потребует ее пополнения. Многие батареи, даже с индексом VL, имеют пробки для контроля электролита, что на самом деле удобно.

Данная батарея не имеет пробок для проверки и долива электролита

А у этой пробки скрыты декоративной планкой

Но есть отдельные модели и целые типы аккумуляторов (например, GEL или AGM), в которых пробок нет, поэтому за их состоянием нужно следить более тщательно — восстановить их работоспособность за счет пополнения или замены электролита уже не удастся.

Являются ли аккумуляторы взаимозаменяемыми?

К сожалению, стартерные батареи — это почти индпошив: габариты, способ крепление, расположение и форма клемм должны соответствовать вашему автомобилю. Для каждой конкретной модели есть ассортимент подходящих аккумуляторов, но взять любой не получится.

Пример аккумуляторов одной емкости, но разных размеров: под конкретный автомобиль нужно выбирать свой типоразмер. Есть специальные обозначения батарей, которые отражают их размеры и конфигурацию, но проще всего уточнить этот вопрос у продавцов Отличаться могут и клеммы: на снимке показаны толстые и тонкие. Это далеко не все виды, например, есть клеммы под болтовое крепление. Некоторые корейские автомобили требуют такую вот пяту для крепления батареи. В принципе, ее можно заменить специальным кронштейном.

Какие типы батарей бывают?

Все автомобильные батареи являются свинцово-кислотными: электроды выполнены из свинцового сплава, электролитом является раствор серной кислоты.

Технология Ca/Ca снижает расход воды

Чтобы уменьшит расход воды и сделать батарею мало- или необслуживаемой, используются электроды из сплава свинца и кальция. Если «кальциевый» электрод один, батарею часто называют гибридной или обозначают Ca+. Второй электрод в этом случае имеем добавление сурьмы. Это хороший и недорогой вариант для владельца, которой немного понимает в технике и готов периодически проверять состояние батареи.

«Чисто кальциевые» батареи имеют еще меньший расход воды, низкий саморазряд, но чувствительны к исправности электрооборудования машины и не любят глубоких разрядов.

Аккумулятор выполнен по технологии EFB. Отдельно отмечена его применимость для автомобилей с системой старт-стоп, но это не означает, что его нельзя установить на обычную машину

В аккумуляторах типа EFB используются рафинированные компоненты, что обеспечивает высокие показатели, но и требуют исправности автомобиля.

Аккумуляторы по технологии GEL или AGM имеют электролит не в жидком состоянии, а в «промежуточном»: в первом случае он загущен до геля, во втором впитан в стекловолоконную «губку». Обычно они дороги, но обеспечивают хорошие показатели, длительный ресурс и необслуживаемость.

Как выбрать аккумулятор по цене?

Для каждого автомобиля предлагается целый ассортимент аккумуляторов, цена которых отличается в разы. Очень дешевые батареи (дешевле 3000 рублей, если рассматривать емкость 55 А*ч) хоть и имеют порой заманчивые характеристики, редко поддерживают их длительное время. Такие батареи если и берут, то перед продажей машины.

Покупая слишком дешевый аккумулятор, будьте готовы к тому, что его ресурс и параметры могут оказаться ниже, чем у среднеценовых изделий со сравнимыми характеристиками

Дорогие аккумуляторы по технологиям GEL и AGM чаще используют в недешевых иномарках, особенно с системами «Старт-Стоп» , которые повышают требования к ресурсу батареи и ее параметрам. Можно разориться и установить такой аккумулятор на среднеценовой автомобиль, другое дело, особенной необходимости в этом нет. Например, если автомобиль не заводится в силу неисправности электрообрудования или топливной системы, установка дорогого аккумулятора лишь замаскирует проблему, а в итоге, скорее всего, аккумулятор быстро потеряет свойства. Если же машина исправна, обычно достаточно батареи, сопоставимой по параметрам с родной.

Разумная цена аккумулятора емкостью 55-60 А*ч для среднестатистической машины составляет 3500-6000 рублей.

Емкость — один из самых раскрученных параметров батареи. В данном случае она прописана в явном виде и составляет 60 А*ч. Глазок-индикатор позволяет определить степень заряженности батареи, но точность такой «диагностики» в морозы невысока

Нужна ли повышенная емкость батареи?

Емкость батарей измеряется в ампер-часах и показывает запас энергии, который батарея способна запасти. Для среднестатистических автомобилей этот параметр как правило находится в диапазоне 50-80 А*ч.

В некоторых обозначениях аккумуляторов емкость зашифровывают, приплюсовывая к ней 500. Число 560 в данном случае обозначает емкость 60 А*ч. На ряде японских батарей емкость отмечена в неявном виде

Читайте также:  Сколько стоит обслуживание автомобиля в год

При подборе батареи емкость не обязательно выдерживать строго, и зачастую есть соблазн установить аккумулятор большей емкости. Стоит ли? Противопоказаний к этому нет, однако более емкая батарея не облегчит запуск, если проблема, например, в плохих свечах или загрязненных форсунках. Да, аккумулятор позволит сделать больше число попыток пуска, но для батареи экстремально долгие запуски не полезны.

— Выбрать батарею большей емкости можно ради другого, — считает Владимир Япринцев. — При прочих равных у нее больше пусковые токи, а они очень сильно влияют на холодный старт двигателя.

Почему важен пусковой ток?

Если емкость батареи — это запас энергии, то пусковой ток отражает способность аккумулятора эту энергию отдавать, причем именно в мороз.

Очень важный параметр: ток холодной прокрутки. В данном случае он составляет 550А по стандарту EN. Испытания проводятся при -18 градусах Цельсия.

Стандартов измерения пускового тока несколько: наиболее популярным у продаваемых в России батарей является EN (ему соответствует ГОСТ Р 53165-2008 ). У стандарта DIN условия тестирования жестче, поэтому значение пускового тока ниже. Есть еще американский стандарт SAE/CCA, где условия самые либеральные, поэтому и значения пускового тока выше. При сравнении двух батарей убедитесь, что их пусковые токи оценивались в рамках одного стандарта.

Премиум-батарея с пусковым током 815 А (EN). Обратите внимание, что как таковая емкость у нее отнюдь не рекорда — всего 50 А*ч. Тем не менее, такой аккумулятор хорошо подходит для холодных пусков

— Выбрать батарею с большим пусковым током, в принципе, разумно для тех, кто часто запускает автомобиль в сильный мороз, — объясняет Владимир Япринцев. — Если говорить обывательским языком, стартер будет бодрее крутить мотор, пуск произойдет раньше, расход энергии аккумулятором снизится, меньше будут риски разрядить его.

Но и переплачивать за дорогущую батарею с колоссальными пусковыми токами необходимости нет: в конце концов, качество пуска зависит от дюжины параметров (состояния двигателя, масла, режима езды и т. д.), и важнее, чтобы они были сбаланисированы.

У этого аккумулятора пусковой ток — 710 А, но по стандарту CCA (SAE), поэтому при переводе в стандарт EN получаем порядка 640А.

Нужно ли смотреть дату выпуска батареи?

Да, это не повредит. Хранение батареи перед продажей допустимо до 1 года, но при условии, что специалисты розничного центра поддерживаю ее заряд. В целом лучше покупать свежий аккумулятор, выпущенный в этом сезоне.

Нередко дату выпуска кодируют в таком вот виде, указывая неделю и смену цифрами, а год — литерами. Расшифровать дату можно с помощью сайта производителя или продавца-консультанта. Часто дата выбита на корпусе и плохо видна, но она должна быть обязательно

Вредят ли батарее затяжные пуски?

Да, глубокие разряды из-за трудных пусков не полезны для аккумулятора, и по уму требуют его последующей подзарядки от внешнего устройства постоянного тока.

В сильные холода специалисты не рекомендуют крутить стартер дольше 10 секунд без перерыва.

— Дело ведь не только в батарее, — говорит Владимир Япринцев. — Например, подшипник стартера — это как правило медная втулка, которая попросту может перегреться и износиться из-за попыток слишком долго крутить стартер. Очень многие люди приходят за новым аккумулятором потому, что в какой-то момент сдался стартер, закоротил и вывел из строя батарею. Поэтому правило такое: крутим 10 секунд, даем минуту на отдых. Потом снова. Если не запускается с 3-4 попытке, а температура не экстремальная, нужно искать причину.

Батарея никогда не помирает вовремя — это общеизвестно. Но как угадать, в какой именно момент стоит с ней распрощаться?

Опыт показывает, что батарея «сдыхает» как раз тогда, когда она больше всего нужна. У коллег, например, она приказала долго жить на эстонской границе — недобрая пограничница из Евросоюза радостно посоветовала им «валить в свою Россию, потому что здесь — цивилизация, и батареи не помирают».

Ну, шутки шутками, а момент кончины батареи хотелось бы, конечно, предчувствовать. Особенно это важно сейчас, когда день сокращается на глазах, а на улице холодает. Поэтому если есть неуверенность в жизнестойкости аккумулятора — не советуем испытывать судьбу. Иначе будет, как всегда: подведет в самый неподходящий момент.

Всех, кто хочет поделиться наблюдениями относительно признаков плохого самочувствия АКБ, приглашаем сделать это немедленно в комментариях. А для затравки — семь признаков того, что батарею уже не спасти и лучше ее заменить на новую до наступления холодов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector