Skip to main content

Принцип работы автоматической коробки передач

klassicheskaya-korobka-peredachСтатья будет полезна, в первую очередь, новичкам в автомобильном мире, которые стремятся узнать, как же, собственно, работает АКПП, именуемая также «коробка-автомат».

Изначально стоит рассказать об основных режимах работы автоматической коробки передач. Стандарт устоялся примерно с конца 1950-х годов и действует по сей день.

Ничего трудного здесь нет и быть не может. Английская буква P (от Park) является парковочной блокировкой, при которой ведущие колёса заблокированы. Блокировка осуществляется внутри самой АКПП, никоим образом не коррелирующей с обычным стояночным тормозом.

Буква R — Reverse — задний ход. Он не включится на современных АКПП до тех пор, пока автомобиль не остановится полностью — сработает блокировка. Однако даже на тех моделях, где АКПП не блокируется, задний ход при движущемся автомобиле включать нельзя.

Буква N — Neutral — нейтральный режим, который включается при кратковременной стоянке.

D — Drive — означает движение вперёд, при которых задействованы все ступени переключения (порой — все, кроме повышающих).

Буква L — Low — является обозначением для пониженной передачи, которая предназначена для движения в сложных дорожных условиях.

Именно в такой последовательности и расположены обозначения на всех АКПП, выпущенных в последние 50-60 лет.

Переключение передач у большинства серийных автомобилей осуществляется за 150 миллисекунд, у суперкаров — за 50 миллисекунд.

Стандартная гидромеханическая передача-автомат включает в себя две основные детали: гидротрансформатор крутящего момента и автоматическую планетарную коробку передач (непосредственно то, что мы называем АКПП).

Гидротрансформатор располагается между двигателем и АКПП. Закрепляется он на маховике двигателя. Его ролью является передача момента при трогании с места. Если включены 3-4 передачи, или же двигатель работает на высоких оборотах, данный агрегат блокируется фрикционной муфтой, что делает проскальзывание невозможным. Три рабочих колеса задействованы в гидротрансформаторе — турбонасос, связанный с корпусом, турбина и статор, который заторможен на корпус АКПП в большинстве случаев.

В состав планетарной части авто-передачи входят планетарные редукторы, фрикционные муфты, обгонные муфты, соединительные валы и барабаны. Редко применяется тормозная лента, которая, при включении той или иной передачи, затормаживает один из барабанов.

Кстати, АКПП от Honda используют вместо планетарного редуктора валы с шестернями по типу МКПП.

Фрикционные муфты (именуемые также «пакетом») состоят из барабана и хаба, между которыми располагается пакет из фрикционных кольцеобразных дисков. Сообщение между всеми деталями происходит путём сжатия пакета дисков кольцеобразным поршнем, который располагается в барабане.

Обгонная муфта проскальзывает свободно в одном из направлений и заклинивает с передачей момента в ином направлении. Состоит эта муфта обычно из внешнего и внутреннего колец, а между ними располагается сепаратор с роликами. Используется данная муфта для снижения ударов во фрикционных муфтах во время переключения передач или же для отключения возможности торможения двигателем в отдельных рабочих режимах АКПП.

Золотники являются устройством управления АКПП. Они управляют потоками масла к поршням фрикционных муфт и тормозных лент. Положение золотников задаётся либо вручную, либо автоматически (гидравликой или электроникой).